Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как привлечь школьников к КТД?

О КТД написано много и разное. Однако, к сожалению, в массовой практике воспитания распространение получила только аббревиатура КТД, которой многие педагоги стали обозначать чуть ли не все школьные мероприятия с детьми. Между тем введение настоящих коллективных творческих дел во внеурочную жизнь школы – это отход от так называемого мероприятийного подхода к воспитанию, отход от практики проведения мало связанных между собой, «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Эта практика весьма непродуктивна в плане воспитания, ведь дети в таком случае:
а) лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности;
б) теряют возможность ощутить на себе тяжкое бремя ответственности за лично взятое или порученное товарищами (товарищами, а не взрослым) дело;
в) вырабатывают вследствие этого у себя своеобразную иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе.
 
В этой связи нам представляется уместным еще раз, хотя бы вкратце охарактеризовать КТД. Не будем «открывать Америку» и пытаться сказать своими словами то, что уже много раз сказано умными людьми – обратимся к, на наш взгляд, достаточно емкому и понятному описанию КТД, которое сделал профессор С.Д.Поляков. Приведем отрывок из его статьи в «Научно-методическом журнале заместителя директора школы по воспитательной работе»:
 
«Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем педагогическим людям. Обычно этот феномен рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям.
Что же является надежным результатом грамотного осуществления творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ. К сожалению, в реальной педагогической практике первое (совместное решение) встречается редко. Дело чаще задается извне (поручение классу, отряду), либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя.
Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится – «группа создается, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...» имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки, в той или иной мере, опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.
Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных  психологических механизмах: соревновательности, игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы – прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии…»
 
Знать и понимать, что такое КТД, совсем еще не означает органичного вплетения его в уже сформированную годами ткань школьной жизни. Научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе – дело вовсе не простое. Часто можно слышать от педагогов о том, что современные школьники пассивны, что они ни за что не хотят отвечать, что они предпочитают занимать удобную для них иждивенческую позицию. И во многом это действительно так. Но что же делать? Как сломать эту печальную традицию? Попробуем предложить один из самых простых путей выхода из данной ситуации – его, судя по отзывам педагогов-практиков, используют довольно многие. В качестве примера мы будем рассматривать деятельность классного руководителя, работающего в подростковом классе, где проблема пассивности школьников стоит наиболее остро. Вот примерный алгоритм его (точнее – ее) действий:
 
Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагог начинает постепенно, шаг за шагом.
 
1-й шаг. Делаем жизнь интереснее. Сначала классный руководитель сама придумывает и организовывает интересные для ребят дела. Тем самым она формирует у них мнение, что внеурочная жизнь класса может быть чрезвычайно привлекательной, а, кроме того, формирует привычку к тому, что в классе должно всегда происходить что-то интересное.
 
2-й шаг. Ищем помощников. Время от времени для организации того или иного дела педагог просит кого-то из ребят ей помочь, мотивируя это тем, что у нее не хватает или сил, или времени, или фантазии. Сначала она обращается персонально, втайне от класса и приглашает, как правило, дружащих между собой одноклассников. После блестяще проведенного мероприятия классный руководитель раскрывает «тайну» и при всех благодарит своих помощников. Она просит и весь класс поблагодарить этих ребят. Им аплодируют, они смущаются, но им это, безусловно, нравится. Затем она все чаще стала открыто обращаться к классу за помощью – и… ее помощники стали «выстраиваться в очередь». Занимаясь совместной со школьниками подготовкой того или иного дела, педагог старается отдавать им творческую или организационную часть работы: придумать вопросы к викторине, договориться с физруком об использовании спортзала, разбить класс на команды и т.п. Затем, если требовалось, вместе с ними доводила все до ума. И обязательно после каждого проведенного дела классный руководитель собирала своих помощников для того, чтобы вместе с ними обсудить: что у них получились, что не получилось, как и каких ошибок можно было бы избежать.
 
3-й шаг. Привлекаем ребят к планированию. На следующий год педагог уже привлекает свой класс к планированию основных внутриклассных дел на год. Теперь ребята знают: то, что происходит в классе, происходит во многом по их инициативе. Это, в свою очередь, дает классному руководителю возможность наиболее интересные для ребят дела предлагать организовать их главным инициаторам.
 
4-й шаг. Предлагаем сделать выбор. По окончании классного часа, посвященного планированию дел на год, педагог проводит беседу с классом, суть которой можно выразить следующей фразой: «А почему бы в этом году вам самим не попробовать провести несколько наиболее интересных дел от начала до конца? Свою помощь обещаю!» По сути, классный руководитель ставит свой класс перед выбором: или мы не проводим дело, или проводим его в режиме КТД. Уже подготовленные школьники чаще выбирают второе.
 
5-й шаг. Оказываем помощь. Теперь уже настает очередь педагога быть помощником детей в организации, проведении и анализе выбранных ими дел. Основную же роль здесь играют они сами. Постепенно в классе устанавливается традиция: часть общих дел организует классный руководитель, по прежнему привлекая к этому одного-двух помощников (например, настроить видеоаппаратуру к заседанию киноклуба), а часть организуют сами ребята, привлекая в качестве помощника уже классного руководителя (например, организовать совместный анализ проведенного ими дела).